Государства Евросоюза пока недовольны результатами, достигнутыми на переговорах с Княжеством Лихтенштейн по вопросу усиления совместной борьбы Брюсселя и Вадуца с налоговыми преступлениями. Впрочем, единства на этот счет нет и среди самых стран ЕС. Одновременно в центр дебатов, длящихся вот уже несколько месяцев, опять невольно попала Швейцария и ее знаменитая «банковская тайна». Наш обозреватель Борис Коровин предлагает разобраться в этой непростой материи.Совет министров финансов ЕС (Ecofin) высказывает в адрес Еврокомиссии «настоятельную рекомендацию» продолжить переговоры с Лихтенштейном по вопросу усиления совместной борьбы Брюсселя и Вадуца с налоговыми преступлениями. В конце июня 2008г. очередной раунд таких переговоров уже завершился принятием конкретного решения, которое, впрочем, не находит единого отклика среди членов ЕС. Ecofin уже в нояб. пред.г. высказывал мнение о необходимости продолжения таких переговоров. Эти переговоры были начаты в начале 2007г. в связи с запланированным подключением Лихтенштейна к Шенгенскому соглашению. В отличие от «Договора о борьбе с налоговым обманом» (Betrugsbekämpfungsabkommen), заключенного между ЕС и Швейцарией, текст согласованного на данный момент с Вадуцем соглашения охватывает не только взаимное оказание правовой и административной помощи в случаях уклонения от непрямых налогов (например, НДС), но и в случаях «противоправного поведения» (bei betrügerischem Verhalten) в делах, связанных с прямыми налогами, например, с подоходным налогом.

Государства Евросоюза пока недовольны результатами, достигнутыми на переговорах с Княжеством Лихтенштейн по вопросу усиления совместной борьбы Брюсселя и Вадуца с налоговыми преступлениями. Впрочем, единства на этот счет нет и среди самых стран ЕС. Одновременно в центр дебатов, длящихся вот уже несколько месяцев, опять невольно попала Швейцария и ее знаменитая «банковская тайна». Наш обозреватель Борис Коровин предлагает разобраться в этой непростой материи.Совет министров финансов ЕС (Ecofin) высказывает в адрес Еврокомиссии «настоятельную рекомендацию» продолжить переговоры с Лихтенштейном по вопросу усиления совместной борьбы Брюсселя и Вадуца с налоговыми преступлениями. В конце июня 2008г. очередной раунд таких переговоров уже завершился принятием конкретного решения, которое, впрочем, не находит единого отклика среди членов ЕС. Ecofin уже в нояб. пред.г. высказывал мнение о необходимости продолжения таких переговоров. Эти переговоры были начаты в начале 2007г. в связи с запланированным подключением Лихтенштейна к Шенгенскому соглашению. В отличие от «Договора о борьбе с налоговым обманом» (Betrugsbekämpfungsabkommen), заключенного между ЕС и Швейцарией, текст согласованного на данный момент с Вадуцем соглашения охватывает не только взаимное оказание правовой и административной помощи в случаях уклонения от непрямых налогов (например, НДС), но и в случаях «противоправного поведения» (bei betrügerischem Verhalten) в делах, связанных с прямыми налогами, например, с подоходным налогом.

Основная борьба концентрировалась на вопросе правовой помощи и обмене информацией при запросах в связи с преступлениями, связанными с прямыми налогами. Конкретно, речь шла о той мере, в которой власти Лихтенштейна были бы обязаны информировать налоговые органы какой-либо страны ЕС в случае, если эти органы подозревают какого-либо своего гражданина в том, что он либо открыл счет в Лихтенштейне, либо расположил здесь, на основе пресловутого «фонда» значительные средства, не прошедшие корректную процедуру налогообложения у себя дома. В Лихтенштейне, как и в Швейцарии, действует режим банковской тайны. До сего времени Вадуц не оказывал правовой помощи по делам, связанным с уходом от налогов (Steuerhinterziehung). И поскольку в прошлом финансовый рынок Княжества был более непрозрачен, чем швейцарский, в рамках нынешних переговоров с ЕС Вадуц, соответственно, вынужден был пойти на большие уступки. Эти уступки связаны с недавними поправками, внесенными правительством Лихтенштейна в характер функционирования так называемой «деловой модели» (Geschäftsmodell) Княжества, и нацелены на учет общеевропейской тенденции к более тесному сотрудничеству в борьбе против налоговых преступлений. Цель – избавить Княжество от сомнительного «офшорного» имиджа.

  Суд обязал бывший филиал лихтенштейнского банка LGT выплатить более 7,3 млн. евро (10 млн.долл.) клиенту, который не был уведомлен о том, что конфиденциальная информация о его счетах была выкрадена и передана властям, и таким образом рисковал подвергнуться уголовному преследованию за уклонение от налогов, передает Associated Press.

Одной из уступок Вадуца Брюсселю является согласие оказывать правовую помощь в случае «ухода от налогов» (Steuerhinterziehung) путем намеренно неверно заполненной налоговой декларации. Такое неверное заполнение будет считаться «противоправным поведением». Спорным остается вопрос, как далеко будет заходить такая правовая помощь. В дек. пред.г. Еврокомиссия, опубликовав текст проекта соглашения с Княжеством и рекомендовав принять его, как есть, создала условия для возникновения шумной дискуссии среди государств-участников ЕС. Все дело в том, что в сопроводительной записке к тексту разъяснялось, что статья 11/2 соглашения исключает возможность отказа в правовой помощи в виде обмена информацией со ссылкой на принцип банковской тайны. С точки зрения Вадуца такая интерпретация данной статьи является «слишком широкой», поскольку, по его мнению, гораздо более важной является статья 10 этого соглашения, в которой сказано, что die Behörden Amtshilfe nur innerhalb der im nationalen Recht fixierten Kompetenzgrenzen ausüben, то есть, что «власти оказывают правовую помощь только в рамках компетенций, зафиксированных национальным правом». Отсюда следует, говорят в Вадуце, что, пока власти Княжества не располагают законными средствами принуждения, позволяющими «заглядывать в чужие счета», они не имеют право использовать такого рода средства даже по запросам со стороны того или иного государства ЕС.

Лихтенштейн готов здесь, впрочем, идти дальше. В соответствии с приложенной к проекту соглашения с ЕС «Декларацией о намерениях», Вадуц готов вести обмен налоговой информацией в рамках двусторонних «Договоров об избежании двойного налогообложения», заключенных Княжеством с отдельными странами ЕС. В этих договорах, как правило, указано, что государство не может отказать в предоставлении правовой помощи, ссылаясь на принцип банковской тайны. Эти договора очень важны для лихтенштейнских фирм, активно работающих за рубежами Княжества. С вышеуказанной, слишком, по их мнению, далеко идущей, интерпретацией текста проекта соглашения с Вадуцем не согласны такие члены ЕС, как Австрия и Люксембург, которые тоже хотели бы сохранить свою банковскую тайну. А ведь возможное соглашение с Лихтенштейном было бы обязательно и для есовской стороны. В случае соответствующего запроса из Лихтенштейна они так же должны были бы отказаться от применения принципа банковской тайны.

  В первой резолюции, принятой с начала пандемии COVID-19, члены Генассамблеи призвали к солидарности в борьбе с вирусом

Но все дело в том, что такая норма не предусмотрена даже ныне действующим внутренним правом ЕС. Поэтому из Австрии раздаются голоса о том, что нельзя, мол, заключая договора с третьими странами, подрывать право Евросоюза. На другом конце спектра находится группа стран во главе с неистовым министром финансов Германии Пеером Штайнбрюком, для которой результаты переговоров с Лихтенштейном совершенно недостаточны. В последнее время эта группа значительно укрепила свои позиции, прежде всего, в результате знаменитого «дела Клауса Цумвинкеля» (журнал «Русская Швейцария» подробно писал о нем). Финансовый кризис добавил этой теме актуальности. Наконец, заключая в дек. пред.г. «Договор об избежании двойного налогообложения» с США, Вадуц пошел на довольно значительные уступки. Поэтому Ecofin требует, чтобы в отношениях с ЕС Вадуц пошел на схожие уступки в плане обмена налоговой информацией.

Ecofin требует так изменить текст проекта соглашения с Княжеством, чтобы в нем была закреплена норма, предписывающая оказывать эффективную правовую помощь в виде обмена информацией прицельно по делам, связанным с зарегистрированными в Лихтенштейне финансовыми фондами и «трастами». Поскольку это является требованием только к Вадуцу (ЕС этого делать не обязан), то можно предположить, что с такими требованиями согласятся как «австрийский», так и «германский» лагерь. Насколько новые переговоры смогут в целом примирить эти два лагеря – вопрос отдельный, притом, что Еврокомиссия оказывается здесь как бы между двух огней. Более того, она недавно еще более усложнила ситуацию, разработав предложение, которое предлагает ужесточить внутреннее право ЕС в сфере предоставления правовой помощи в налоговой сфере, включая возможность полного снятия банковской тайны, т.е. идя в этом еще дальше, чем это предусматривает пока действующее решение такой же проблемы в отношениях с Вадуцем. Австрия уже заявила, что перспектива введения такого рода внутренних норм ЕС может дискутироваться только в том случае, если аналогичные нормы в сфере обмена информацией по налоговым делам будут действовать и для третьих стран, таких, как Лихтенштейн и Швейцария. Тем самым давление на принцип банковской тайны будет расти и дальше, компромиссов в будущем избежать не удастся.

Добавить комментарий